Еврейская традиция рассматривает проводы усопших как одну из важнейших заповедей, плоды исполнения которой человек, вкушает как в этом мире, так и в грядущем. Поэтому члены Хевра Кадиша всегда пользовались большим почетом и уважением. Членами Хевра Кадиша обязательно должны быть евреи. Желательно, чтобы они соблюдали заповеди. Должно быть не менее двух членов Хевра Кадиша для мужчин и для женщин. Обряд от смерти до закрывания гроба для мужчин выполняют мужчины, для женщин — женщины. У женщин Габай — женщина. Габай читает молитвы на иврите.

Краха и Крия (Благославение и разрыв одежды)

Убедившись в наступлении смерти, приступают к произнесению благословения. Присутствующие стоя разрывают по кромке свою нижнюю или верхнюю одежду. После этого умершему следует закрыть глаза. Присутствующие, не являющиеся членами Хевра Кадиша, вслед за этим покидают помещение. Оставшиеся снимают с умершего возможно имеющиеся на нем украшения (кольца, браслеты и т.п.), приводят в горизонтальное положение, раздевают до рубашки, по правую сторону тела подсовывают свернутую в трубочку до середины ширины льняную простыню, протягивают с левой стороны так, чтобы он оказался уложенным на простыню, и заворачивают дальше, пока полностью не укутают его от изголовья до ступней. После этого открывают окно и ставят у изголовья свечу.

Поднятие тела

Не ранее чем через 20 минут после кончины тело поднимают с постели. При этом произносится текст Молитвы перед Очищением. После предварительной подготовки пола — укладки соломы,; и т.п. — умершего бережно опускают, при этом желательно выбрать место у хорошо проветриваемого, но не солнечного окна. Голове покойного придают слегка приподнятое положение, вытягивают ноги и возлагают руки с выпрямленными пальцами. Во время пребывания умершего в комнате следует закрыть или отвернуть все имеющиеся зеркала. Умершего нельзя оставлять в комнате одного — с ним должен находиться охранник (шомер), а в случае с женщиной — охранница (шомерет).

Перевозка тела

Если умерший должен быть перевезен и морг, то по распоряжению Габая его укладывают и гроб (с покойницей эту роль выполняют женщины, знающие традицию — «Нашим Цидконийот») и сопровождают до кладбища. Необходимо уложить покойного в катафалк, пометив изголовье гроба буквой » рейш», чтобы наблюдать за правильной перевозкой тела — вперед ногами. По прибытии на кладбище члены Хевра Кадиша переносят гроб на носилках в морг. Желательно поместить покойного как можно ближе к месту его очищения ( тагара).

Читайте также  Похороны "Эконом-класса" с кремацией

Тагара (Очищение)

Членам Хевра Кадиша, находящимся в кровном родстве с покойным, следует воздержаться от участия в процессе очищения. Недопустимо присутствие лиц, не принадлежащих к Хевра Кадиша. Для очищения необходимо: теплая вода для омовения, достаточное количество холодной воды (не менее 20-ти литров, т.е. 9 кавов — главная часть очищения «Икар га-Тагара»), сосуды, палатки, льняные полотна, носовые платки, вата и др.

Одеяние для покойного — тахрихин — должен быть сделан из белого хлопчатобумажного (не шерстяного) материала, прошит льняными нитками. Шапка, похожая на высокую ермолку, должна быть двухслойной, чтобы ею можно было прикрывать лицо умершего. Как на тахрихин, так и на талит не должно быть украшений, ничего металлического — золото, серебро, вензеля, значки, а также пуговицы и кнопки — нельзя давать мертвому с собой. Однако специальные украшения талита (этер) удалять запрещено. Умерший укладывается на простыне на стол очищения, затем его покрывают чистой простыней, убирая использованную, и произносят соответствующую молитву. После этого начинается омовение: в порядке старшинства присутствующие обливают тело тепловатой водой с головы вниз. Ковши не должны в это время передаваться из рук в руки, после использования их следует ставить на место. Затем тело очищается при помощи платков. Очистив верхнюю часть тела, переворачивают его на левую сторону и очищают правый бок и половину спины, то же самое повторяют с левым боком.

После этого начинают основную часть очищения («Икар га-Тагара»), предварительно вылив всю воду от омовения. Наполняют два котла чистой водой (в совокупности не менее 20 литров) и ставят их слева и справа от изголовья.

Далее члены Хевра Кадиша берут чистую простыню и поднимают ее над умершим развернутой за четыре конца, глядя в сторону, в то время как Габай удаляет влажную простыню, покрывающую покойного. Двое старшин, соответственно слева и справа, берут наполненные котлы и по очереди ( сначала стоящий справа, а затем слева) опустошают их от головы через весь корпус, причем второй принимается за обливание раньше, чем опустеет котел первого. Таким образом, 9 кавов воды оказываются вылитыми разом, без перерыва.

Читайте также  Гробы мусульманские

Во время обливания присутствующие произносят соответствующую молитву, и конце же восклицают: «Тагор, Тагор, Тагор!» После того как стекла вся вода, на тело умершего кладут развернутую чистую простыню и вытирают его всеми чистыми платками.

Крия (Разрыв одежды)

Если разрыв одежды не был совершен дома, он производится в траурном зале. К числу обязанных надорвать одежды относятся семь родственников: отец, мать, сын, дочь, жена, сестра и брат. Когда умирает кто-либо из этих родственников, разрыв одежды производят на величину 1 тефах (10 см). При похоронах родителей надрывают по левую сторону от сердца, остальных родственников — справа, причем не нижнюю, а верхнюю рубашку. Женщине следует прикрыть место надрыва.

Процедуру совершают стоя, склонившись над открытым гробом. При погребении родителей надрывают руками, в случае же с другими родственниками можно использовать и различные инструменты. В это время произносят благословение (для родственников, которые не произносили это благословение раньше). Если хотят попросить прощения (мехила), это делается лишь после процедуры разрыва одежды. Одежды, разорванные по случаю смерти родителей, принято носить всю следующую неделю. Если же есть, необходимость сменить одежду в течение этого времени, ее также необходимо надорвать. Если же есть, необходимость сменить одежду в течение этого времени, ее также необходимо надорвать.

Левайя (Проводы из дома)

В случае, если умерший не был перевезен в морг и проводы проходят в доме покойного, очищение, одевание и надрыв одежды производят дома в описанном порядке. Члены Хевра Кадиша под руководством Габая проводят все по описанной процедуре, полностью закрывая гроб. Затем устанавливают гроб в катафалк так, чтобы при движении ноги покойного были направлены вперед.

Проводы из траурного зала. Похороны

Готовясь к похоронам, следует проверить:

  • размер могилы;
  • наличие треугольной прорези на левой стороне нижней части гроба;
  • наполнение землей мешочка из открытой могилы, который кладется Габаем под голову покойного;
  • осыпание умешего землей Страны Израиля;
  • покрытие рта и глаз глиняными черепками, после чего надевается на голову шапка;
  • Читайте также  Элитные канадские гробы от компании B&B Canadian Caskets, Corp.

    Габай поручает присутствующим поочередно, в порядке старшинства, завинчивать гроб и следить за тем, чтобы он оставался покрытым черным покрывалом и был готов к выносу. Отверткой работают так, чтобы она не передавалась из рук в руки.

    Вынос производят члены Хевра Кадиша. если производят прощание, гроб помещается перед ораторским местом, ногами по направлению к выходу. После этого читаются тексты молитв.

    Кадиш

    В дальнейшем скорбящие направляются в траурный зал, сняв предварительно кожаную обувь, чтобы вместе с участниками похорон присутствоватьпри произнесении поминальной молитвы Кадиш. В дни, когда опускается Таханун. произносят Кадиш Ятом.

    Шура (Траурный ряд)

    После похорон при выходе с кладбища присутствующие выстраиваются в два ряда, через середину которых проходят родственники покойного и принимают соболезнования.

    Законы захоронения

  • Запрещено оставлять покойника на ночь, за исключением ряда случаев, например, смерть в субботу или праздник, неготовность документов и других необходимых вещей, невозможность прощания родственников с покойным или оказания ему необходимых почестей до исхода дня.
  • Запрещается кремировать умершего.
  • Расстояние между могилами на кладбище должно составлять 3 тефахим (30 см), высота же и ширина могилы — 6 тефахим (60 см).
  • Нельзя хоронить на еврейском кладбище нееврея по галахе. Не принято хоронить религиозного еврея рядом с нерелигиозным. На новом кладбище желательно выделить три части: для религиозных; для нерелигиозных; для неев- роев по галахе (расстояние между этими частями должно составлять не менее 8 локтей, т.е. 4,8 м, либо должна стоять ограда высотой не ниже 10 тефахим, т.е. примерно 1 м).
  • Самоубийц и прах кремированных можно хоронить только в третьей части кладбища.

    Кадиш-йорцайт (Поминовение)

    Йорцайт — день смерти родственника по еврейскому календарю. В первую годовщину, если похороны состоялись после трех дней со смерти, Кадиш-Йорцайт читают в канун похорон.

    Поминальный Кадиш по умершему читают в течение одиннадцати месяцев со смерти не менее одного раза в день. Тот, кто не имеет возможности читать Кадиш в миньяне, должен заказать его в синагоге.

    Каждый родственник в отдельности должен читать или заказывать Кадиш. Обычай зажигать в Йорцайт свечу от захода до захода солнца. В канун субботы поминальную свечу зажигают перед заходом солнца